КАК ВЫБРАТЬ НУЖНОЕ КОЛЕСО ИЛИ РОЛИК ?
Чтобы правильно выбрать и заказать колеса и ролики фирмы Blickle необходимо знать, что колеса делятся на: поворотные колеса для тележек и неповоротные колеса.
1. Область применения колес и роликов
Область применения колес и роликов определяет выбор их согласно классификации, конструктивным особенностям и техническим параметрам:
• аппаратные колеса и ролики – используются в закрытых помещениях, грузоподьемность до 180кг, скорость передвижения до 3 км/ч, устойчивы к воздействию окружающей среды, обеспечивают мягкий ход, повышенная маневренность;
• колеса и ролики для транспортного оборудования – используются как внутри помещений так и вне, грузоподьемность до 900кг, скорость передвижения до 4км/ч, устойчивы к воздействию окружающей среды, отличаются продолжительностью срока службы, не требуют ухода, обеспечивают мобильность различных механизмов, оборудования, контейнеров, грузовых тележек и т.п
• колеса большегрузные и ролики – используются для мобильного перемещения тяжелых грузов, имеют высокопрочную стальную сварную конструкцию, а при транспортировке особо тяжелых грузов применяются сдвоенные колеса или колеса с пружинными амортизаторами, грузоподъемность до 20000кг.
2. Грузоподъемность
Для определения грузоподъемности (Р) колес и роликов необходимо учитывать массу транспортного средства без груза (М транс), максимальную массу груза (М груза), а также количество используемых колес и роликов (N) в передвижном транспортном средстве (платформенные тележки, тележка 2-х колесная, контейнер, агрегат, др.).
Для более точного определения нагрузки на колесо учитываются также реальные условия их эксплуатации – неровность пола, неравномерность распределения нагрузки на колеса, превышение скорости передвижения, не прямолинейное движение транспортного средства, др., а это увеличивает расчетную величину грузоподъемности и корректируется коэффициентом безопасности К=1,3 - 2.
Окончательно величина грузоподъемности (Р) рассчитывается по формуле:
М транс.+ М груза
p = ---------------------- х К
N
3. Условия окружающей среды
Колеса для грузовых тележек подбираются с учетом тех условий окружающей среды, где они будут эксплуатироваться:
• нормальные условия;
• наличие влаги - с целью коррозийной защиты металлические детали колес и роликов имеют гальваническое или лаковое покрытие. Наилучшими антикоррозийными свойствами обладают детали иготовленные из нержавеющей хромникелевой стали.
Следует также учитывать, что полиуретан нестабильно ведет себя в теплой и морской воде.
• температурные нагрузки – нормальными температурными условиями эксплуатации колес и роликов считается диапазон температур от -30°С до +80°С, при более высоких температурах следует выбирать колеса и ролики термостойких моделей, которые выдерживают температуры от - 50°С до + 260°С, а некоторые модели и до + 600°С, но с незначительным снижением грузоподъемности колес. Такими термостойкими материалами есть жаростойкая резина, фенольная смола, чугун.
• наличие химических воздействий - кислот, щелочей, масел, бензина и т.п.
Фирма Blickle рекомендует руководствоваться таблицей влияния химической среды на материалы колес - резина, полиамид, полиуретан см. таблица в Каталоге G14 ст. 27.
4. Требования к ходу и маневренности объекта передвижения
При этом подбираются модели поворотных или неповоротных роликов и их расположение на объекте передвижения с учетом того что:
• Ролики поворотные обеспечивают поворот колеса в кронштейне относительно своей вертикальной оси на 360°, что позволяет управлять движением передвижного средства.
• Ролики фиксированные – благодаря специальным кронштейнам обеспечивают только прямолинейное движение колеса вперед и назад, чем обеспечивают стабильность направления движения.
• Размещение роликов на средстве передвижения – более подробно изложено в рекомендациях Blickle Каталоге G14 ст. 29.
5. Требования к ходовым характеристикам колес
Подшипники оказывают существенное влияние на ходовые характеристики колес и обеспечивают мобильность, необходимую грузоподъемность, стартовое усилие, низкое сопротивление качению объекта передвижения.
При выборе подшипников следует учитывать их технические характеристики:
• подшипник скольжения – простой, не требует дополнительного ухода, устойчив к коррозии, используется на малых скоростях, недорогой;
• подшипник роликовый (игольчатый) - прочный, стойкий, компактный, низкое сопротивление качению, почти не требует ухода, смазан долговечной смазкой, есть модели из нержавеющей стали;
• подшипник шариковый - обладает самыми высокими ходовыми характеристиками и грузоподъемностью, от пыли закрыт защитной шайбой, смазывается долговечной смазкой, хорошее уплотнение, есть модели из нержавеющей стали.
6. Конструкции кронштейнов роликов и способы их крепления
При выборе поворотных и фиксированнных роликов следует учитывать конструктивные особенности и способ крепления кронштейнов.
Кронштейны роликов имеют такие модели:
• стандартные, изготовленные из листовой стали методом прессования;
• сдвоенные поворотные кронштейны;
• кронштейны тяжелой серии;
• кронштейны из чугуна;
• кронштейны из нержавеющей стали;
• жаростойкие кронштейны.
Конструкции кронштейнов предусматривают следующие виды крепления роликов:
• крепежной прямоугольной панелью;
• сквозь центральное крепежное отверстие;
• стальным стержнем с резьбой;
• раздвижной металлической цапфой.
7. Выбор необходимой тормозной системы роликов
Тормозные системы служат для блокировки вращательного движения колеса и поворотного движения рулевой вилки в состоянии покоя и бывают следующих конструкций:
• «Stop-fix» - F1 «позадиидущая» тормозная система;
• «Stop- top» - ST «впередиидущая» тормозная система;
• Ideal-stop» - IS стационарная тормозная система, имеющая «стационарную» тормозную педаль, которая не вращается вместе с поворотным узлом;
• «Radstop” – RA стабильная и очень надежная система блокировки движения колеса, применяется для большегрузных роликов, приводится в действие ногой или гаечным ключом.
8. Аксессуары и необходимость их использования
Критерием выбора колес и роликов могут быть также дополнительные аксессуары, разработанные и рекомендуемые фирмой Blickle, как-то:
• фиксаторы направления движения колес разных конструкций;
• уплотнения шарикоподшипников, защитные кожуха и колпаки на колеса - обеспечивают защиту подшипников и осей от бризг воды, пыли, загрязнений, наматывания ниток и т.п.;
• осевые втулки из нержавеющей стали - при использовании роликов в условиях повышенной влажности и др.